ГОЛУБОВИЧ
НАТАЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 3 г.Фаниполя»
Образование – высшее специальное.
Педагогическая категория – высшая
Стаж работы по специальности – 38 лет.
Стаж работы учителем-дефектологом
в дошкольном учреждении образования
«Ясли-сад № 3 г.Фаниполя» - 22 года.
В государственном учреждении образования «Ясли-сад №3 г. Фаниполя» действует пункт коррекционно-педагогической помощи.
Основными задачами логопедического воздействия являются:
- развитие речевой системы в целом;
- развитие общей речевой активности;
- уточнение и расширение словарного запаса детей;
- формирование фонематических процессов;
- практическое усвоение грамматических средств языка;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения;
- формирование практических навыков умения употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур;
- коррекция нарушенных звуков речи;
- подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
В работе попутно решаются другие, не менее важные задачи:
- формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);
- формирование элементарных учебных навыков (умение внимательно слушать педагога, целенаправленно выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями звук, слово, предложение, развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
- профилактика нарушений чтения и письма.
«ДУМАЕМ ВМЕСТЕ -
ДЕЙСТВУЕМ СООБЩА»
О.КОНТДорогие родители!
В пункте создаются все условия для оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития. Но полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей.
Только от Вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребёнка зависит успешность развития речи Вашего малыша!
Период от 0 до 6 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Речь - это инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Вот подборка материала на некоторые интересующие Вас вопросы.
КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЁНКА?
Этапы развития детской речи
от 1 года до 7 лет.
1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.
2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), правильно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Ребёнок правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности; имеет понятие "один". Понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.
3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.
4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
РЕБЁНОК ПЛОХО ГОВОРИТ?
ПОЧЕМУ?
Кратко характеризуем основные причины патологии детской речи:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода.
Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
2. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и
сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а не редко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?
Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:
неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.
Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.
КАКОВЫ СРОКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ?
Сроки преодоления недостатков речи зависят от ряда факторов
1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;
2. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;
4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза:
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Считается наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки при соблюдении условий, указанных в пунктах 2. и 3. Но и здесь существуют свои нюансы, поскольку дислалия может быть простой (нарушена одна группа звуков, например, шипящие) и сложной (нарушены несколько групп звуков, например, свистящие и шипящие). Для исправления сложной дислалии потребуется больше времени. Дислалия может также быть органической (механической), при которой наблюдаются отклонения в строении языка (укороченная подъязычная связка, слишком маленький или большой язык), нёба, челюстей, зубов. В некоторых случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. Влияние логопеда в этих случаях также длительно, так как выполняются специальные подготовительные упражнения, которые требуют времени.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия речевых звуков (фонем). Проявляется в заменах звуков, смешениях их и пропусках. Коррекционная работа с детьми, имеющими данный диагноз, проводится по развитию фонематического восприятия и исправлению произношения и более длительна.
Дизартрия – нарушения произношения, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной и периферической нервной систем. Наблюдается у детей, перенесших асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. Дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее время. Часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих» (боковых) звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х и др.). Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше времени и требует больше усилий от логопеда и родителей.
Дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее время. Часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих» (боковых) звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х и др.).
Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше времени и требует больше усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна подвергаться постоянному контролю.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушения всех компонентов речевой деятельности.
ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это вызывает тревогу родителей, и они обращаются к логопеду. Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторые звуки, заменяют одни звуки другими, имеют нарушения ритма и темпа речи – говорят захлебываясь, очень быстро, или наоборот, тянут слова и т.д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять». Конечно, на ранних этапах развития артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки речи. Однако это можно считать нормой для детей не старше 2-2,5 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у более старших детей и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание – не связаны ли они с каким-либо расстройством. В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них успешно устраняются. Если родители будут знать, что является отклонением от правильного развития речи, это поможет им вовремя обратиться к специалистам. Можно выделить основные группы нарушений:
нарушения звукопроизношения;
нарушения ритма и темпа речи;
расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
недоразвитие речи или утрата речи.
Со всеми речевыми нарушениями можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка при условии, что родители во время обратятся к специалистам и будут помогать им преодолевать речевой дефект настойчиво, с верой в успех.
Что такое речевое дыхание, как его развивать?
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
На занятиях по развитию речевого дыхания необходимо соблюдать следующие условия:
- выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе
- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2—3 с.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Задуй упрямую свечу» —
в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» — подутьв небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8—10 раз).
«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю
«Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6— 7 раз).
«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3— 4 раза.
«Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).
«Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1—5 медленно выдохнуть.
«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: кар!
«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить б—8 раз.
«Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3—4 раза.
«Комарик» — сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону — медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону — медленно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.
Когда рассказываете малышу сказки, стихи, например, упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу - маленький кусочек распущенной ватки<sub>,</sub> объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами плавно, а выдыхать через нос.
Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, "ветер" будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.
Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.
Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу научите ребенка дуть на крылья так, чтобы они вертелись.
Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте; "птички полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, Чтобы они улетели как можно дальше.
Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.
Научите ребенка дуть на горячее, а также греть ручки. Пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а"). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки, Следите за тем, чтобы ребенок xopoшo надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.
Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А.С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое ш-ш-ш. Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями, или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю». Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, то подул прерывистый ветер. Пусть ребенок попытается пригнатъ кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше<sub>,</sub> не так-то просто справиться с таким заданием.
Дуть можно и на предметы, выполненные из бумаги. Вот некоторые из них:
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА?
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время учёные доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речевых зон.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия.
- В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
С первых месяцев жизни необходимо уделять внимание развитию общей моторики малыша, подвижности его пальчиков.
Учеными доказано, что центры, ответственные за движения руки и за движения органов артикуляционного aппарата (губ, челюстей, языка, мягкого нёба) находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Совершенствуя мелкую моторику, мы готовим почву для развития артикуляции малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры „Ладушки", „Идет коза рогатая", „Сорока-белобока", „Серый заинька сидит и ушами шевелит" и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Речевые реакции ребёнка находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помимо тренировки пальцев, у малыша развивается умение слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, да и благоприятный эмоциональный фон хорошо влияет на состояние ребенка.
Совсем маленьким поглаживайте кисти рук, потряхивайте ими, загибайте пальчики в кулачок и разгибайте.
Дети постарше могут выполнять упражнения, имитирующие игру на различных музыкальных инструментах, изображать различные предметы, животных. Очень полезна для развития речи и увлекательна игра в пальчиковый театр. Прекрасно способствуют развитию мелкой моторики завязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц, перебирание крупы, камешков, бусин (можно в мисочке с теплой водой), сортировка мелких предметов по коробочкам, игры с конструктором, резинками, скатывание эластичного бинта, навинчивание различных крышек на банки, бутылочки, выдувание воздуха из резиновой груши (нажимая на нее двумя, тремя пальцами, всей ладошкой). Придумать такие игры нетрудно самим - все зависит от вашей фантазии. Помимо игр, развивающих движения рук, хорошо помассировать пальчики, особенно тщательно разминая подушечки. Можно слегка нажимать, делать винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (до десяти раз).
Вот некоторые игровые приёмы развития мелкой моторики детей, которые я провожу на занятиях в условиях пункта коррекционно - педагогической помощи.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МАТОРИКА:
КАК ЕЁ РАЗВИВАТЬ?
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Упражнения для рук, для ног — дело нам привычное и знакомое. А вот зачем тренировать язык? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям 2, 3, 4 лет артикуляционная гимнастика помогает быстрее « поставить» правильное звукопроизношение. Дети 5, 6 лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает его язык. У нас, взрослых, артикуляция — автоматический навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут у вас получаться с первого раза. Попробуйте повторять их неоднократно, пока язычок не добьётся нужной позиции. Заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по 5-7 минут. И уже через некоторое время вы с ребёнком с радостью заметите, что он выполняет те или иные упражнения с большей точностью, может удерживать его в нужном положении более длительное время и т.п. Будьте терпеливы, ласковы, но настойчивы, и вы добьётесь нужных результатов.
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!
Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.
- Упражнения, направленные на развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
- Упражнения, направленные на развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
- Упражнения, направленные на развитие умения удерживать челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (каждое упражнение выполняются от 5 до 10-15 раз).
Вот некоторые упражнения:
Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
Облизать тарелочку, как это делает киска.
Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот», набирать им водичку, слегка причмокивая.
Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики – орешки.
Поиграть в лошадку: поцокать язычком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажить зубы.
Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубам).
Поиграть в паровозик: погудите, «у – у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «Ы».
Покажите ребенку часы с маятником, пусть ребенок изобразит, как он работает, точно так же подвигать языком: вправо-влево, в уголки рта.
Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку.
Например.
Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот). Посмотрел наверх – где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу). И стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке), посмотрел вниз (потянуться языком к подбородку) и т.д. Проявите фантазию.
Уважаемые родители!
По всем вопросам речевого развития детей Вы можете обращаться лично к учителю - дефектологу пункта коррекционно-педагогической помощи дошкольного учреждения образования «Ясли-сад № 3 г. Фаниполя» Голубович Наталии Анатольевне
Консультативное время – второй вторник 17.40 - 18 00.
Можно задать интересующий Вас вопрос в письменном виде и положить его в «Шкатулку вопросов учителю - дефектологу», которая находится на стенде для родителей «Речевичок». Мой контактный телефон
+37529 857 25 86
Пожалуйста, обращайте внимание на информацию для Вас, которая находится на стенде «Речевичок», в папках «Учитель-дефектолог информирует» в группах, в буклетах для родителей, на сайте государственного учреждения образования «Ясли-сад №3 г. Фаниполя». А также используйте интернет-рессурсы (список и реквизиты находятся в папках для родителей в группах).
На 2018/2019 учебный год запланировано проведение cледующих консультаций для родителей:
ГРАФИК
КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА 2018/2019 УЧ. ГОД
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ
ГОЛУБОВИЧ Н. А.
Дата |
Название консультации |
Время проведения консультации |
Место проведения консультации
|
09. 10. 2018 |
Формирование активного словаря ребёнка
|
17.40 |
музыкальный зал |
11.12.2018 |
Развиваем фонематическое восприятие
|
17.40 |
музыкальный зал |
12.02.2019
|
Дидактические игры и задания для формирования грамматического строя речи
|
17.40 |
музыкальный зал |
09.04.2019
|
Развитие связной речи в семье
|
17.40 |
музыкальный зал |
Приглашаются все мамы и папы, бабушки и дедушки, желающие видеть своих детей счастливыми и хорошо подготовленными к обучению в школе
Всегда рада общению с Вами!