Что такое ТРИЗ-педагогика?
Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача педагога – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Для того, что бы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».
Эпоха индустриализации медленно, но верно заменяется эпохой, где главным товаром является информация. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять друг на друга, находясь на разных концах земного шара. Появление Интернета разрушило границы между народами.
В этом потоке информации несравненно трудней влиять на мировоззрение подрастающего человека. И это в равной степени касается как государственных средств массовой информации, так и образовательных учреждений. Педагоги уже сегодня заметили, что стало куда труднее формировать мнение и мироощущение детей, – особенно в крупных городах, где пространство информации существенно расширилось.
Какие задачи учит решать современное образовательное учреждение? А какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это совершенно разные типы задач.
Очевидна новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, – в мире будущего.
Педагоги решают вопрос ЧЕМУ УЧИТЬ? Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших еще до того, как войти в учебные программы. Да и как успеть за наукой? Этот парадокс возник недавно – когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. Все меньше удовлетворяет темпам жизни и узкоспециальное образование. Ведь чем уже специалист, тем сложнее ему переучиваться, тем труднее ориентироваться в смежных областях знаний. А решение современных задач все больше требует системного подхода, умения видеть отдаленные последствия своих действий. Хорошо решена задача – новые возможности. Плохо – новые неприятности. И это касается не только научной или другой профессиональной деятельности, но и бытовой жизни.
Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму. А такие задачи есть в любых предметных и межпредметных областях. Обучение способам работы с творческими задачами ведет к появлению умений в организации собственной творческой деятельности.
Способы развития воображения и творческого мышления уже пришли и в наше образование (автор ТРИЗ Альтшуллер Г.С., 1946). Появилось целое направление так называемой ТРИЗ - педагогики, которое занимается разработкой технологий обучения умениям решать нестандартные задачи.
ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач
В основе ТРИЗ – педагогики лежат:
- Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ);
- Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ);
- Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Эффективность ТРИЗ – педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать об объекте, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стишки и многое - многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, у него ярко выраженное творческое мышление.
Нами установлено, что оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления, воображения и речи дошкольника является система творческих заданий.
Презетация о технологии ТРИЗ
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad3fanipol/library/презентация_о_ТРИЗ.ppt
Конспект занятия по развитию речи с использованием методов ОТМС-ТРИЗ-технологии.
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad3fanipol/library/Конспект_занятия.doc